Зачем регистрировать товарный знак

Интро

Если вы планируете расширять свой бизнес и хотите, чтобы клиенты ассоциировали ваш товар, услугу или магазин с конкретным брендом, то вам обязательно стоит задуматься о регистрации товарного знака (ТЗ). Регистрация помогает облегчить конкуренцию, защищает от патентных троллей, повышает доверие покупателей к вашему продукту и привлекает инвесторов. Однако не каждый бизнесмен нуждается в ТЗ. В этой статье мы подробно рассмотрим, когда стоит регистрировать бренд в качестве товарного знака, а когда можно оставить этот вопрос без внимания.

 

Получить бесплатную консультацию

 

Что такое товарный знак

Товарный знак — это средство индивидуализации продукта или бренда, зарегистрированное в Роспатенте и получившее государственную охрану в качестве интеллектуальной собственности.

 

В качестве ТЗ можно оформить:

  • Слово или словосочетание.
  • Изображение.
  • Сочетание слова и изображения.
  • Звуковой или визуальный эффект.
  • Голограмму.
  • Аромат.

Чаще всего в качестве ТЗ регистрируют:

  • Названия брендов, товаров, торговые марки и доменные имена.
  • Слоганы.
  • Этикетки, логотипы и дизайны вывесок.
  • Звуковые эффекты для программ и приложений.
  • Ароматы духов.
  • 3D дизайны игрушек и творческих изделий.

Наравне с товарным знаком также упоминается «знак обслуживания». Разница между ними заключается в том, что товарный знак регистрируют для сфер бизнеса, связанных с производством материальных товаров, а знак обслуживания — для услуг. Например, сеть парикмахерских может зарегистрировать знак обслуживания «Неземная красота», так как их деятельность связана с услугами по укладке и стрижке волос. Однако если необходимо зарегистрировать бренд «Неземная красота» для магазина одежды, то наименование будет считаться товарным знаком, так как связано с бизнесом по продаже товаров.

После регистрации Роспатент выдает свидетельство, подтверждающее действие правовой охраны. С этого момента никто без разрешения правообладателя не может использовать ни зарегистрированный ТЗ, ни какой-либо похожий на него. Это означает, что третьи лица не могут размещать охраняемый объект ни на сайте, ни на рекламной вывеске, упаковке или непосредственно на своем продукте. Это установлено статьями 1229, 1477, 1481 и 1484 Гражданского кодекса РФ.

Чтобы эффективно отслеживать уже зарегистрированные товарные знаки и избежать ситуаций, когда два правообладателя случайно оформят права на два похожих ТЗ, Роспатент ведет Открытый реестр. Если вы хотите зарегистрировать бренд или название товара, рекомендуем зайти в этот реестр и предварительно проверить, не оформил ли конкурент права на что-то похожее. Если схожая регистрация есть, Роспатент откажет вам в оформлении прав, и вам придется придумать другое название для своего бренда.

Срок действия регистрации составляет 10 лет. По истечении этого срока свидетельство можно продлить неограниченное количество раз.

Зарегистрировать ТЗ может самозанятый, ИП и юридическое лицо. Правообладатель может отмечать зарегистрированный бренд значком ® (статья 1485 ГК РФ).

Для чего нужен товарный знак

Главная цель регистрации товарного знака — добиться, чтобы конкуренты не смогли использовать ваше название фирмы или продукта для обозначения своей компании или товара.

Представьте, какая путаница бы возникла, если бы все аналоги одного и того же товара по названию и дизайну упаковки были похожи друг на друга. Благодаря запрету на регистрацию похожих товарных знаков мы легко ориентируемся в магазине и быстро находим на витрине то, что нужно. Например, рынок чистящих порошков представлен такими брендами, как Lenor (№867731), Tide (№37397), Ariel (№819202), «Ушастый нянь» (№247677) и так далее — каждый покупатель выберет то, что подходит именно ему.

Поэтому регистрация ТЗ необходима, чтобы клиенты быстро идентифицировали ваш товар среди аналогов, а конкуренты не имели права маркировать свои изделия так, как это делаете вы.

8 причин оформить права на товарный знак

Опытные бизнесмены рекомендуют регистрировать ТЗ в Роспатенте по восьми причинам:

Причина 1: Легко отстоять права

Если конкурент все же решит использовать ТЗ, похожее на ваше, суд быстро встанет на вашу сторону, заставит нарушителя сменить название и уничтожить изделия, маркированные вашим брендом. Также суд обяжет конкурента возместить вам ущерб через выплату компенсации. Это утверждено статьей 1515 ГК РФ.

Регистрация ТЗ защищает от патентных троллей и неймсквоттеров. Это люди, которые следят за развитием молодых компаний и намеренно оформляют права на развивающиеся бренды раньше, чем это успевает сделать сам бизнесмен. Схема работы троллей такова: когда руководитель бизнеса подает документы на регистрацию ТЗ в Роспатенте и узнает, что такой бренд уже зарегистрирован, мошенник обращается к предпринимателю с предложением купить «тот самый» товарный знак по достаточно высокой цене. Бизнесмену остается либо согласиться, либо придумать новое название бренда. Неприятной ситуации можно избежать, если не откладывать регистрацию ТЗ, а сразу подать документы в Роспатент, как только открываете компанию.

Причина 2: Защита от случайного правонарушения

Регистрация ТЗ также помогает не стать правонарушителем самому. Если Роспатент выдал охранный документ, значит, использование бренда не нарушает ничьих интересов. Но если предприниматель, который выбрал название для вывески своего магазина, предварительно не проверив его в реестре Роспатента и не зарегистрировав его, может стать невольным нарушителем чужих прав.

Случай из практики. ЗАО «Мясная галерея» (изготовитель мясных полуфабрикатов) подало иск против ООО «Хуторок» (пиццерия). Причина — продажа ответчиком пицц с названием «Горячая штучка», которое ранее было зарегистрировано ЗАО «Мясная галерея». Суд удовлетворил иск Истца и обязал пиццерию компенсировать судебные издержки и выплатить штраф в размере 315 000 рублей. Также Ответчик был вынужден остановить продажу пиццы с чужим названием и удалить о ней любые упоминания.

Такие случаи распространены. Если бы Ответчик заранее проверил название в реестре Роспатента, то не попал бы в неприятную ситуацию. Гарантированной защитой от правонарушения стала бы подача документов для регистрации уникального ТЗ в ФИПС.

Причина 3: Увеличение активов бизнеса

Когда развиваете личный бренд или торговую марку, которая становится узнаваемой на рынке, вы прикладываете усилия для ее рекламы и продвижения. Вложения в маркетинг могут стать инвестицией, если предварительно зарегистрировать бренд в качестве товарного знака.

Товарный знак — это нематериальный актив, который оценивают и ставят на баланс организации. Обычно денежный эквивалент ТЗ равен 5-10% дохода от продаж под этим знаком.

Когда у организации есть нематериальный актив в виде ТЗ, он:

  1. Увеличивает стоимость компании, привлекая инвесторов.
  2. Выступает залогом по кредиту для расширения бизнеса — российские банки выдают кредиты на крупные суммы, если компания закладывает ТЗ вместе с материальными активами.

Вот несколько примеров, когда зарегистрированный бренд стал чем-то большим, чем просто названием продукта / компании:

  • Apple — на 2024 год по версии Kantar BrandZ бренд оценивается в 1 трлн долларов;
  • Google — 753,5 млрд долларов;
  • Amazon — 576,6 млрд долларов;
  • McDonald's — 221,9 млрд долларов.

Причина 4: Запуск франшизы и партнерство по лицензионному договору

Лицензионный договор — это договор, в котором правообладатель разрешает третьему лицу распоряжаться товарным знаком взамен на ежемесячное вознаграждение. Если кроме прав на ТЗ правообладатель передает партнеру секреты ведения бизнеса, то такой договор называется договором коммерческой концессии — франшизой.

Заключение договора франшизы и лицензии приносит собственнику бренда пассивный доход.

Причина 5: Рекламные и торговые кампании без ограничений

СМИ, торговые и рекламные площадки при размещении объявлений запрашивают подтверждение, что рекламодателю принадлежит имя бренда, под которым тот собрался пиарить продукт. Такая бдительность СМИ связана с желанием защитить себя от ответственности за публикацию информации о контрабандном или поддельном продукте.

Когда на руках есть свидетельство о регистрации бренда или названия продукта в качестве товарного знака, вам открыт путь к:

  1. Выходу на маркетплейсы;
  2. Сотрудничеству с крупными торговыми сетями;
  3. Печати знака на вывесках, баннерах и рекламных объявлениях в социальных сетях;
  4. Блокировке объявлений, сайтов конкурентов, чей бренд похож на ваш;
  5. Законному требованию убрать с полок магазинов товары-подделки.

Причина 6: Регулирование параллельного импорта и защита от подделок

Крупные производители, работающие под зарегистрированным товарным знаком и по договору франшизы с иностранными партнерами, могут запрещать параллельный импорт своего продукта в страну, где они хотят быть единственными поставщиками.

Для регулирования параллельного импорта нужно внести зарегистрированный бренд в таможенный реестр страны. После этого таможенные органы не будут пропускать товар от других поставщиков. Эта процедура автоматически защищает и от ввоза подделок.

Причина 7: Платите меньше налогов

Платите меньше налогов, используя алгоритмы ведения бизнеса с участием зарегистрированного товарного знака. Например, у вас две компании: ИП, работающее по налоговому режиму УСН, и ООО, работающее по ОСНО. Вы можете зарегистрировать бренд на ИП и заключить лицензионный договор с ООО. ООО будет перечислять ИП лицензионные вознаграждения, и его расходы увеличатся, а налоговая база — снизится. В то время как ИП будет платить 6% налога от лицензионных поступлений.

Причина 8: Получите международную правовую охрану

Если вы зарегистрируете товарный знак (ТЗ) в России, его правовая защита будет действовать только в пределах нашей страны. Если вы планируете развивать свой бизнес за границей, мы рекомендуем вам дополнительно зарегистрировать ТЗ в тех регионах, где вы стремитесь завоевать рынок. Международную регистрацию можно осуществить через Роспатент, но с указанием конкретных стран, где будет проводиться отдельная процедура рассмотрения вашей заявки.

Международная правовая охрана открывает двери на глобальный рынок и помогает защитить интересы вашего бизнеса за границей.

Когда не нужно регистрировать товарный знак

Регистрация товарного знака не является обязательным шагом для всех. Она не требуется, если:

  • Вы не планируете расширять свой бизнес, а ваша продукция или торговая точка ориентированы на местных покупателей, которые и так знают вас — например, деревенская мясная лавка «Мясо»;
  • Вы не стремитесь выделиться на рынке за счет конкурентного преимущества и предлагаете клиентам стандартный товар, который можно найти повсеместно;
  • Вы не придумали оригинальное название для своего бренда — например, Роспатент не зарегистрирует такие названия, как «Мебель-46», «Овощи и фрукты», «Цветы из Москвы»;
  • Вы не намерены вкладывать средства в маркетинг и рекламу своего бизнеса или продукта;
  • Вы не планируете зарабатывать на франшизе.

Заключение

Регистрация товарного знака не является обязательной для вашего бизнеса. Тем не менее, оформление прав на ТЗ в Роспатенте — это «административная таблетка» от множества проблем, от непреднамеренного нарушения закона до возможности контролировать рынок.

Регистрация может быть неинтересна мелким предпринимателям, но для крупных бизнесменов и молодых организаций с большими амбициями эта процедура открывает множество преимуществ.

Наше бюро с радостью поможет вам подготовить документы для подачи заявки в Роспатент и подскажет, какое название бренда может пройти регистрацию в качестве товарного знака, а какое — нет. Оставьте заявку на бесплатную консультацию, и мы свяжемся с вами.

 

Оставить заявку

 

 

Мы поможем:

   

 

 

 

Новые статьи в блоге:

 

  • — Бесплатная проверка и подробная консультация
  • — Гарантия доведения до положительного решения
  • — Сэкономим ~10 000 рублей на госпошлине
  • — Все цены фиксированы без скрытых платежей
Александр Дубок
Получите бесплатную консультацию по патентованию и охране интеллектуальной собственности
Наши клиенты
Ваша заявка принята
В самое ближайшее время мы свяжемся с Вами!
Патентное бюро «Первоисток»