Результаты интеллектуальной деятельности находят воплощение в конкретном продукте или услуге, которая поступает на рынок. Ресурс их коммерческого использования ограничен из-за развития технологий и постоянного появления новых технических решений. Чтобы товар как можно дольше оставался конкурентоспособным и приносил прибыль, компании важно выработать систему разработки и использования объектов интеллектуальной собственности, оформления прав на них. Для этого ей необходима собственная патентная стратегия, о формировании которой мы расскажем в этой статье.
Получить бесплатную консультацию
В чём суть и назначение патентной стратегии
Патентная стратегия организации обычно представляет собой локальный акт, в котором в структурированной форме изложены принципы принятия решений о создании и патентовании интеллектуальной собственности. Она помогает формировать патентный портфель, эффективно управлять нематериальными активами, обеспечивать их защиту в правовом поле РФ и в других странах мира.
Например, патентная стратегия ОАО «РЖД» до 2030 года ориентирована на развитие инноваций, повышение за счёт этого конкурентоспособности компании, увеличение её капитализации и инвестиционной привлекательности. В документе расписан механизм организации инновационного процесса, использования полученных результатов интеллектуальной деятельности, условия распоряжения исключительными правами. Стратегия содержит описание этапов её реализации, конкретные мероприятия и ожидаемые результаты. По похожей же схеме строятся и программы других компаний.
В более широком смысле патентная стратегия – это общее направление действий хозяйствующего субъекта в области создания и использования объектов интеллектуальной собственности.
Оптимальная стратегия для конкретного разработчика или производителя зависит от ряда условий, в том числе целей, возможностей компании и масштаба бизнеса, уровня конкуренции на соответствующем рынке. Поэтому она должна быть основана на результатах маркетинговых и патентных исследований.
Если пропустить этот этап, высок риск вложить средства компании и время в изобретение, которое не будет востребовано рынком либо уже имеет аналоги.
Особое внимание необходимо обратить на качество патентного исследования, когда компания решает вопрос выхода на зарубежные или международные рынки. Может оказаться, что новое техническое решение не отвечает критериям патентоспособности иностранного государства, неактуально для местных потребителей или нарушает чужие права.
В ходе патентного исследования эксперты:
- изучают состояние отрасли, уровень техники, определяют возможные направления инноваций;
- оценивают целесообразность разработки или (и) патентования конкретных технических решений;
- проверяют патентоспособность и патентную чистоту объектов.
Патентные исследования заказывают государственные и частные компании, которые хотят масштабировать бизнес и (или) освоить новые направления, увеличить прибыль за счёт внедрения инноваций. Проводят их патентные поверенные, бюро, научно-исследовательские институты на договорной основе. Результаты оформляются в виде отчёта по ГОСТ Р 15.011.
Если компании нужен отчёт более прикладного характера, можно заказать патентный ландшафт. К его структуре и стилю изложения нет обязательных требований. Такой отчёт проще воспринимается, так как содержит элементы визуализации результатов исследования, выводов и рекомендаций (графики, схемы и другие).
В патентном бюро «Первоисток» можно заказать любой вид патентного исследования, в том числе в отношении зарубежных рынков. Работу выполняют опытные эксперты компании, которые гарантируют результат и конфиденциальность полученной информации.
Наши патентные поверенные также помогают зарегистрировать объект интеллектуальных прав в Роспатенте и минимизировать участие правообладателя в процедуре. В каждый платный тариф входит предварительный поиск по базам, подготовка и подача заявки, контроль рассмотрения до результата.
Цена патентного исследования для России составляет от 50 тыс. рублей, для других стран – от 75 тысяч. Оформление отчёта входит в эту сумму и отдельно не оплачивается. Средний срок исследования – 1 месяц.
Проверка и переработка отчёта о патентных исследованиях, проведённых в других компаниях, займёт до 14 дней, цена такой услуги – 25 тыс. рублей.
Как правило, к официальному оформлению прав на технические решения приступают, когда определены цели патентования, а исследования показали оригинальность разработки и потенциальную востребованность рынком.
Патентная стратегия определяет:
- сроки раскрытия информации о разработке,
- территорию, сроки, другие условия патентования,
- пути коммерческого использования изделия,
- методы защиты от действий конкурентов.
При этом важно учитывать, что получение патента может оказаться долгим процессом. Иногда лучше до регистрации главной разработки запатентовать отдельные детали и технологии, чтобы уменьшить риск недобросовестных действий конкурентов.
Ключевые вопросы организации этой работы также находят отражение в стратегии.
Виды стратегий
Общепринятая классификация включает оборонительные и наступательные патентные стратегии.
Оборонительные направлены преимущественно на защиту бренда от конкурентов. Патентование становится средством сдерживания, профилактики неправомерных действий других лиц.
Наступательные стратегии чаще используют крупные игроки рынка, чтобы ограничить или блокировать активность конкурентов в сфере интересов компании.В этом случае главная цель патентования разработок – невозможность их использования другими организациями или предпринимателями. При этом сам правообладатель может даже не применять запатентованное техническое решение.
План действий может меняться в течение срока применения изобретения или другого объекта патентования, корректироваться в зависимости от задач бизнеса на данном этапе. Стратегия конкретной компании может включать элементы разных видов или их комбинацию, то есть быть оборонительно-наступательной.
Подробно о видах и вариантах патентных стратегий можно прочитать в книге Эриванцевой Т.Н. «Патентная стратегия, или как сделать так, чтобы интеллектуальная собственность работала» на сайте www1.fips.ru. В этой статье коротко остановимся на основных из них.
Зонтичное патентование (другое название – стратегия доминирующего патента) предполагает получение в рамках одного патента максимального объёма прав. Независимый пункт формулы составляется в обобщённом виде, охватывает разные варианты продукции, основанной на патентуемом техническом решении, и даже возможные будущие модификации. Например, в формуле могут использовать один отличительный признак в независимом пункте и большое количество зависимых. При правильном использовании эта стратегия способна сделать нецелесообразным целое направление разработок компаний-конкурентов.
Стратегическое патентование (или «патентный пояс») включает оформление нескольких патентов. Один защищает главную разработку, а другие – связанные с ней второстепенные технические решения. Например, стратегический патент может охватывать состав нового лекарства, а дополнительные – способ его производства, форму упаковки, применение для отдельных групп пациентов. Такой комплекс патентов обеспечит безопасность разработки и не даст конкурентам дублировать продукцию правообладателя.
Стратегия «покрытие» предполагает поэтапное патентование. Патент получают на каждый этап производственного процесса или каждый новый элемент конструкции. Такую стратегию выбирают, когда конструкторские работы ещё не завершены, сложно спрогнозировать окончательный результат и его коммерческую ценность.
Альтернативой «покрытию» является стратегия «затопление», которая также применяется до окончания работ. Это получение нескольких патентов в разных отраслях возможного применения будущего продукта.
Стратегия ограждения (или «патентный забор») нужна для блокировки конкретных исследовательских направлений конкурентов, которые могут привести к достижению технического результата, аналогичного запатентованному. Компания оформляет права на основные, вспомогательные устройства и даже отдельные детали, тем самым «заграждая» их от возможных модификаций.
Патентный портфель – стратегия для комплексной охраны интересов бизнеса на высококонкурентных рынках. Компания патентует все удачные изобретения, регулярно пересматривает и обновляет этот список с учётом изменения рыночной картины и приоритетов. Содержание, объём патентного портфеля и порядок его составления могут различаться. Например, многопрофильные компании часто формируют его отдельно для каждого направления.
Для борьбы с конкурентами и блокирования их доступа в конкретную сферу применяют также «хитрые» стратегии, например:
- дезинформирующие (ложные, дезориентирующие) патенты, в которых результаты работы и содержание конструктивных решений намеренно искажаются, чтобы ввести в заблуждение заинтересованных лиц;
- маскирующие патенты, скрывающие настоящие намерения правообладателя, в том числе по освоению новых рынков сбыта;
- «мёртвые» (досаждающие) патенты, которые не используются правообладателем, но препятствуют получению патента на аналогичные решения конкурентами;
- провокационные, направленные на вовлечение фирм-конкурентов в судебные разбирательства;
- деблокирующие, которые помогают обходить другие действующие патенты (относятся к наиболее сложным стратегиям).
Патентная стратегия может базироваться и на необходимости достижения конкретных целей в области коммерческого использования объекта.
Лицензионную стратегию патентования часто применяют авторы без достаточных финансовых или технических ресурсов для внедрения разработки. Часто это физические лица или небольшие компании, которые в итоге получают доход от использования технического решения по лицензии.
В некоторых сферах достичь стратегических целей предприятия проще во взаимодействии с другими участниками рынка. Тогда применяют политику перекрёстного лицензирования:
- владелец первой технологии даёт другому лицу разрешение её использовать и совершенствовать исходный продукт с соблюдением стандартов;
- право использовать разработки, полученные на основе первоначальной (второстепенные патенты), получают обе стороны сделки.
Этот механизм реализуется путём создания консорциума, отдельной организации для управления активами или патентного пула.
Выделяют ещё одну патентную стратегию, которая нацелена на продвижение продукта на рынке – рекламную. Она включает патентование новой идеи, распространение новостей о разработке на тематических ресурсах, указание сведений о патенте на упаковке товара, этикетках, в рекламе и т.д. Такой набор действий упрощает для заинтересованных лиц получение информации о запатентованной техническом решении, повышает его узнаваемость на рынке.
Реализация патентной стратегии на предприятии
Практическое воплощение стратегии компании включает:
- маркетинговые исследования;
- планирование научно-исследовательских и конструкторских работ, обеспечение согласованного взаимодействия между подразделениями компании;
- создание технического решения;
- патентные исследования;
- патентование объекта в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца, при необходимости – регистрацию товарного знака или программы для ЭВМ;
- коммерциализацию (выпуск продукции, основанной на запатентованном решении, продвижение, заключение лицензионных и других договоров)
- защиту прав в случае неправомерных действий третьих лиц.
Эти этапы цикличны, поскольку любая разработка требует усовершенствования, адаптации под нужды рынка и запросы потребителей.
Патентная стратегия – важный элемент общей бизнес-стратегии компании, которая хочет обеспечить конкурентоспособность продукции, увеличить продажи, повысить доходность, защититься от недобросовестных конкурентов. Организация может написать её самостоятельно или поручить это профессионалам. Однако для патентных исследований всегда необходимо привлекать экспертов с опытом работы и положительными отзывами. Без владения методикой можно некачественно проанализировать ситуацию и прийти к неверным выводам. Чтобы стратегия работала, её следует регулярно пересматривать и актуализировать.
Получить бесплатную консультацию
Наши услуги:
Новые статьи в блоге:










