Описание входит в структуру заявки на регистрацию товарного знака и является одним из её значимых элементов. Оно разъясняет содержание обозначения, помогает выделить ключевые признаки, позволяющие его идентифицировать.
На первый взгляд кажется, что описать изображение или слоган легко. Но заявители, которые пробуют сделать это на практике, часто заходят в тупик, особенно если к оформлению заявляется сложное обозначение из различных элементов либо специфический товарный знак (обонятельный, тактильный).
Эта статья будет полезна тому, кто хочет составить точное и ёмкое описание, правильно донести до экспертов Роспатента суть товарного знака и обеспечить на будущее его надёжную защиту.
Но важно понимать, что все примеры приведены в статье с ознакомительной целью. Для каждого объекта описание составляется индивидуально, исходя из его характеристик и особенностей.
Чтобы не получить отказ в регистрации, после заполнения заявки лучше поручить её детальную проверку специалистам.
Консультация по оформлению описания
Общие требования
Описание включается отдельным блоком в форму регистрационной заявки на товарный знак. Если она подаётся в бумажном виде, текст печатается на белой матовой бумаге шрифтом чёрного цвета. У экспертов Роспатента должна быть возможность сделать с него нужное число копий при помощи обычных копировальных устройств.
Описание составляется на русском языке либо на иностранном с приложением перевода. Оно не должно содержать непристойных слов, жаргонизмов и других подобных выражений.
Для регистрации каждого уникального знака в Роспатент подаётся отдельный пакет документов. Даже если вы собираетесь оформить права на несколько сходных обозначений (например, с текстом на разных языках), на каждое потребуется составить описание.
Если подать заявку без описания, Роспатент не откажет в её приёме по данному основанию. Однако в ходе экспертизы всё равно придётся предоставить эту информацию по отдельному запросу, что увеличит длительность регистрации. Для уменьшения временных затрат лучше сразу подробно описать объект с соблюдением всех требований.
Как описать товарный знак
Описание надо составить таким образом, чтобы у сотрудников патентного ведомства после прочтения не осталось вопросов по сути обозначения, а также по поводу отличий от других товарных знаков для однородных товаров. Единого образца не существует, но по приказу Минэкономразвития описание должно включать:
- указание на вид обозначения;
- перечисление составляющих элементов;
- смысл представленного обозначения в целом либо или его частей.
Внутри описания, а также между ним и другими частями заявки не должно быть противоречий.
Составление описательной части заявки для разных видов товарных знаков имеет особенности. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Словесные знаки
Словесные обозначения представляют собой отдельные буквы, слова или их сочетания. Они могут быть выполнены на русском или другом языке, образовывать фразы или предложения. В словесные товарные знаки разрешено включать общеупотребимые, узкоспециальные и даже придуманные слова. Нередко в них фигурирует название компании или имя владельца.
При описании словесного обозначения обязательно учитывать следующее:
- если оно представлено на любом языке, кроме русского, потребуется транслитерация с использованием букв русского алфавита и перевод для словесных элементов, имеющих смысл;
- для устаревших выражений, специальных терминов и других слов, которые массово не применяют, указывается их значение;
- при использовании выдуманных слов и других словесных обозначений, не имеющих смысла (фантазийных), надо отразить способ их образования. Это может быть аббревиатура, соединение частей нескольких общеупотребимых слов или инициалов человека и т.п.
Примеры словесных знаков с описанием:
Изображения
К изобразительным относятся товарные знаки в виде рисунков, логотипов, графических элементов, стилизованных изображений. Они легко узнаваемы и наряду со словесными часто используются для индивидуализации товаров или услуг.
Описание такого знака должно включать перечисление составных элементов с указанием смысловой нагрузки (при наличии). Для абстрактных изображений надо указать, что они обозначают, какое содержание заложено в рисунке.
Если описание содержит перечисление цветов, при этом используют общепринятые термины (синий, красный и т.д.).

Объёмные знаки
К этой категории относятся трёхмерные объекты, которые состоят из фигур и (или) линий, определённым образом расположенных в пространстве. Чаще всего в этом качестве регистрируют форму товара или упаковки.
В заявке приводится изображение такого объекта в одной или нескольких проекциях. Это может быть рисунок, фотография, схема или иной формат, который даёт полное представление о его внешнем виде.
Описание к объёмному товарному знаку конкретизирует, из каких элементов он состоит, каково их взаимное расположение, цветовое сочетание. Вот некоторые примеры таких описаний:

Комбинированные товарные знаки
Знаки, сочетающие разные форматы, чаще других используют для индивидуализации товаров и услуг. При их описании надо учитывать требования, относящиеся к тем видам обозначений, элементы которых есть в комбинированном знаке. Например, если логотип состоит из рисунка и фразы, нужно описывать и первый, и второй элемент с учётом установленных для них правил, а также отразить их взаимное расположение. Как это сделать, проще разобраться на примерах:

Звуковой товарный знак
Такие средства индивидуализации товаров появились в России недавно, но уже становятся популярными. Их активно используют организации торговли, средства массовой информации.
В качестве звуковых товарных знаков можно зарегистрировать музыкальное произведение или его фрагмент, отдельные звуки (как природные, так и синтезированные), созвучия.
Обозначения подают на регистрацию в виде фонограммы, а также нотной записи или диаграммы звуковых частот. Поэтому подробное словесное описание в данном случае не нужно. В нём можно отразить характеристики звуков, а в отношении песни – особенности исполнения мелодии и воспроизводимый текст, как в этих примерах:
|
№ 1008617 Правообладатель ООО «Агроторг» |
Звуковое обозначение, на музыкальном фоне воспроизводится слоган "Пятёрочка выручает". |
|
№ 1011508 ООО «Система ПБО» |
Заявленное обозначение является звуковым. Исполняется мужским баритоном на два голоса. Верхний голос: приём пения "humming", субтон, фальцет нижний голос: приём пения "humming", субтон. |
Другие виды
Всё чаще в качестве товарных знаков регистрируют «экзотические» виды обозначений: обонятельные, осязательные, голографические, позиционные, изменяющиеся и даже вкусовые. Производители используют их для привлечения внимания к продукции и создания у потребителей ассоциаций с конкретным брендом.
Для описания всех таких знаков действует общее правило – оно должно содержать характеристики, позволяющие однозначно идентифицировать обозначение. Признаки, которые важно отразить в заявке, будут отличаться для разных видов.
Например, в описании светового обозначения можно отразить продолжительность, последовательность сигналов, другие особенности. Охарактеризовать обонятельное обозначение поможет словесное описание запаха, указание на состав композиции или химическую формулу аромата. Для позиционного товарного знака важно точно определить часть товара, на котором он расположен.
Если правовая охрана запрашивается для цветового знака, главным вопросом будет его различительная способность. В описании необходимо конкретизировать цвет, который будет использоваться для идентификации бренда. Обычно для этого используют общепризнанные классификации цветов, например, каталоги графических редакторов. Так, Сбербанк владеет обозначением, состоящим только из зелёного цвета Pantone 349, а ПАО «Газпром» - из синего цвета Pantone 300CV.
Примеры товарных знаков, прошедших регистрацию в Роспатенте, с их описаниями:

Как составить описание: пошаговая инструкция
Чтобы самостоятельно заполнить описание товарного знака для подачи заявки в Роспатент, придерживайтесь следующего алгоритма.
Шаг 1. Скачиваем форму заявки на сайте Роспатента.
Шаг 2. Помещаем изображение заявленного знака в графу с кодом 540.

Если на регистрацию подаётся звуковое обозначение, в этой графе можно разместить нотную запись, для объёмного знака – его фотографию.
Если товарный знак представлен на отдельном носителе (например, аудиозапись или трёхмерная модель), надо проставить соответствующую отметку. Основное поле при этом может остаться пустым.
Шаг 3. Заполняем словесное описание с учётом указанных выше требований.

Если описание сложное или объёмное, его лучше оформить на отдельном листе и приложить к заявке, а на бланке сделать об этом отметку. У граф электронной заявки переменный размер полей, поэтому оформлять текст на дополнительном листе не потребуется.
Шаг 4. Отдельно указываем цвет или сочетание цветов, если регистрируется цветное обозначение.

Шаг 5. Отмечаем вид знака и дополнительно указываем его характеристики, если это необходимо.

Шаг 6. Если товарный знак регистрируется в качестве коллективного, проставляем отметку в графе с кодом 551.

Коллективным является обозначение, для регистрации которого обращается объединение лиц, производящих или продающих заявленный товар. К заявке в этом случае должен прилагаться устав знака, содержащий все сведения, перечисленные в ст. 1511 ГК РФ.
Шаг 7. Если у товарного знака есть неохраняемые элементы, ставим отметку в графе 526 и перечисляем их.

Неохраняемые элементы – это части заявленного обозначения, которым по российскому законодательству не предоставляется правовая охрана:
- элементы, не обладающие различительной способностью (простые геометрические фигуры, цифры);
- выражение, которое широко применяется для обозначения товаров конкретного вида (эскимо, термос);
- общепринятые термины и символы (например, изображение чаши со змеёй в медицине, обозначения единиц измерения, химических элементов);
- видовые, качественные или количественные свойства товаров, указание на место или способ их производства (чай, пастеризованное молоко, натуральный продукт, сделано вручную);
- форма товара, обусловленная только его свойствами (стандартная бутылка для водки или вина).
Примеры зарегистрированных логотипов с неохраняемыми элементами:
| Товарный знак | Неохраняемый элемент |
|---|---|
![]() |
«1 л» |
![]() |
«ЭКО» |
![]() |
«ВЫГОДНЫЙ ТОВАР» |
![]() |
«ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОТ ТРЁХ ЛЕТ И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Описание – часть заявки, которая находится в центре внимания экспертов Роспатента при проверке охраноспособности объекта. Её правильное заполнение помогает заранее снять вопросы патентного ведомства и тем самым сократить срок получения свидетельства.
Человек, который занимается этим впервые, может допустить ошибки, например, недостаточно детально описать объект или неправильно применить терминологию. В лучшем случае он получит уточняющий запрос, а в худшем – отказ в регистрации.
Избежать этих проблем помогают патентные поверенные – специалисты по вопросам интеллектуальной собственности. Они ежедневно занимаются составлением подобных заявок, знакомы с требованиями регистрирующего органа, хорошо знают закон и правоприменительную практику.
В патентном бюро «Первоисток» можно получить профессиональную помощь в разработке и регистрации нового товарного знака любого вида. Мы работаем с юридическими лицами, предпринимателями и самозанятыми гражданами, берёмся даже за очень сложные дела. Полную информацию о наших услугах вы можете получить на бесплатной консультации, для этого оставьте заявку на сайте.
Оставить заявку на бесплатную консультацию
Наши услуги:
Новые статьи в блоге:














