Позиционный товарный знак

Интро

Гражданский кодекс об этом виде товарных знаков не говорит ничего. Ведомственные нормативные документы, регулирующие деятельность ФИПС, ограничились несколькими предложениями. Несмотря на это, примеры таких знаков известны. В этой статье поговорим о позиционных товарных знаках.

 

Получить бесплатную консультацию

 

Нормативное регулирование

Дать этой разновидности товарных знаков законодательное определение не получится — Гражданский кодекс в статье 1482 такового не дает. В ней только перечислены возможные варианты обозначений, причем напрямую упомянуты только традиционные — изобразительные, объемные и словесные, а также их комбинации. Остальные варианты, включая позиционные товарные знаки, скрываются за обтекаемым выражением «и другие».

ФИПС пошел чуть дальше. В Руководстве, посвященном государственной регистрации товарного знака, позиционным обозначениям посвящено несколько абзацев. Это попытка дать разъяснения сотрудникам ведомства, которые занимаются регистрацией. Документ был принят 25.03.2020 года, но дословно повторяет две предыдущих редакции — видимо, считается, что разъяснения даны исчерпывающие. Однако в тексте лишь упоминается название этого товарного знака, перечислены его признаки, но не дается его определение.

Позиционный товарный знак обычно определяют описательно: это знак, который состоит из изображения и его расположения на товаре.

В случае с определением обозначения законодатель отличился лаконичностью. При этом регистрация нетрадиционных обозначений нередко сопряжена с трудностями.

Например, в 2012 году фирма, производящая обувь, попыталась зарегистрировать в России позиционный товарный знак, который уже имел международную регистрацию. Однако ФИПС отказал заявителю — эксперт посчитал, что обозначение не обладает различительной способностью. Фирма обжаловала решение в коллегию Палаты по патентным спорам. Чтобы обосновать возражения, ее представителям пришлось доказать, что есть ассоциативная связь между обозначением и товарами фирмы. Для этого компания представила отчет о сумме продаж на территории нашей страны, перечислила адреса бутиков. Ей пришлось ссылаться на модные журналы, обратиться к авторитету патентных ведомств США, Бенилюкс, Великобритании, упомянуть о творчестве Дженнифер Лопез. Компания также апеллировала к тому, что обозначение не имеет функционального характера и не ограничивает в правах другие обувные фирмы. Коллегия согласилась с этими доводами и признала за компанией Christian LOUBOUTIN права на товарный знак. Примечательно, что в заключении он называется «цветовым, предназначенным для подошвы обуви».

Нужно сказать, что злоключения преследовали это обозначение и на его родине. Европейское патентное ведомство также выдавало производителю предварительный отказ в регистрации.

Причина этих сложностей — недостаточно подробное правовое регулирование. В 2021 году в Научно-консультативном совете при Суде по интеллектуальным правам была предпринята попытка внести какую-то ясность, например, уточнить отличия позиционного и объемного обозначений. Вопрос признали заслуживающим отдельного обсуждения, которое пока что не состоялось.

Недостатки и преимущества позиционного товарного знака

1. Основным недостатком являются пробелы в правовом регулировании. Использование нетрадиционных обозначений вызывает вопросы, которые пока не решены. Кроме того, в этой сфере нет единообразия. Это приводит к ситуации, когда международные компании, зарегистрировавшие позиционный логотип по законодательству своей страны, лишается защиты за границей.

2. Субъективность в оценке охраноспособности. Эта проблема в той или иной мере относится ко всем видам интеллектуальной собственности, но в случае с позиционными товарными знаками приобретает дополнительную остроту. Четкие критерии оценки отсутствуют, и это приводит к противоречивым ситуациям.

позиционный знак

 

Например, в Руководстве о регистрации товарных знаков приведено изображение позиционного товарного знака, расположенного на флаконе.

Его зарегистрировали под номером 486852.

 

 

 

позициооный знак отказ

Однако 25.09.2020 года Суд по интеллектуальным правам отказал в регистрации другому обозначению.

Там также шла речь о емкости, на этикетке которой находится надпись — дата 1978. Суд посчитал, что такое расположение не влияет на восприятие и в регистрации отказал.

 

 

 

3. Обозначение в случае позиционного товарного знака неразрывно связано с расположением на товаре. Переместив логотип в произвольное место, производитель лишается правовой охраны.

 

Несмотря на сложности с регистрацией таких обозначений, у них есть и достоинства.

1. Позиционный товарный знак акцентирует внимание потребителя, запоминается, создает ассоциацию с производителем товара, причем делает это лучше, чем традиционные варианты.

У фирмы Christian LOUBOUTIN есть традиционный товарный знак. Как он выглядит, знают люди, которые имеют дело с продукцией компании — носят или продают. А красная подошва обуви известна многим.

знак лабутенпозиционный товарный знак на подошве обуви

 

2. В качестве такого товарного знака могут зарегистрировать простые изображения, которые в другом случае не получили бы охрану.

Например, Руководство по регистрации в п. 2.1.5 не допускает регистрации в качестве средства индивидуализации простых сочетаний линий. Но все меняется, если речь о позиционном знаке: три параллельные полосы на верхней части - это зарегистрированный под номером 430200 логотип фирмы Adidas. Нанесение похожего обозначения на этом же месте — три разноцветных полосы или две, четыре полосы, может быть признано нарушением прав.

спорный позиционный знак

В 2010 году компания Адидас АГ подала возражение против выдачи патента № 70194 на промышленный образец «обувь спортивная». Заявитель охарактеризовал рисунок из полос как «перевернутую стилизованную букву Е». Адидас АГ посчитала, что этот декоративный элемент похож на зарегистрированный за Адидас товарный знак. Палата по патентным спорам согласилась, что промышленный образец будет вводить потребителей в заблуждение и аннулировала патент.

 

 3. Это обозначение обеспечивает дополнительную защиту товару.

Пример из судебной практики, дело № 07АП-4255/19

Общество ввозило в Россию обувь для продажи. Во время таможенных процедур возникли сомнения в подлинности товаров. Эксперт исследовал позиционные обозначения: логотип на задней части обуви и рисунок подошвы. Логотип содержал слова «ALL SPORT». На фирменную обувь наносят фразу «ALL STAR». Учитывая местоположение слов, сочетание их с рисунком звезды и изображением на подошве, которое было схоже с подлинным, эксперт решил, что на обуви незаконно воспроизведен нидерландский товарный знак. Штраф составил 50 000 рублей, товар конфисковали, потенциальный ущерб правообладателю оценили в 16 911 000 рублей.

Позиционный знак как знак обслуживания

Обсуждаемый вид товарных знаков имеет особенность, которая заключается в том, что его используют для индивидуализации товаров, в основном одежды и обуви. Вопрос о возможности использования позиционного логотипа для обозначения услуг пока остается открытым, и не только в России.

Существует следующее возражение о возможности регистрации такого знака обслуживания: услуги, как правило, оказывают люди. Если нанести изображение на форму, логотип будет скорее идентифицироваться с формой, а не с собственно услугой. Вопрос о возможности наносить позиционный знак обслуживания на грузовики, автобусы, роботозированных доставщиков пока не решен. Хотя запрета в законе нет, но шансы на регистрацию как правило оцениваются как невысокие. Патентные службы разных стран сомневаются в возможности такой регистрации.

Например, шведская транспортная компания обратилась с заявлением о регистрации позиционного товарного знака в виде трехцветного орнамента, который должен наноситься на автобусы. По мнению заявителя, такое обозначение должно было ассоциироваться у потребителя с услугами перевозки. Однако ведомство отказало в регистрации, ссылаясь на то, что многие компании раскрашивают свои транспортные средства, и представленное обозначение носит не идентифицирующий, а декоративный характер. Фирма обжаловала это решение. Апелляционной инстанции удалось получить следующее разъяснение: принимая решение нужно учитывать, в какой степени орнамент ассоциируется у пользователей с услугами этой компании.

Особенности регистрации

Чтобы получить защиту позиционного изображения, в Роспатент подается заявка, в которую входят следующие документы:

  1. заявление по утвержденной форме, образец которого можно найти на сайте ФИПС;
  2. перечень товаров по МКТУ, в отношении которых испрашивается охрана;
  3. изображение знака. В этом случае нужно представить не только сам логотип, но и показать его местоположение на товаре. Обычно изображение товара исполняют пунктиром, и оно не относится к охраняемым элементам.
  4. описание. В нем также указывают, где именно будет помещено обозначение.

Кроме того, нужно оплатить государственную пошлину. Их в этом случае будет три вида: за регистрацию заявки, ее экспертизу и за регистрацию обозначения. Можно также оплатить свидетельство на товарный знак на бумажном носителе.

Ведомство при проведении экспертизы заявки устанавливает, что логотип не нарушает прав других компаний. Для этого проводится поиск по базам данных, причем проверять будут не только похожие позиционные обозначения, но и само изображение или слово, которое планируется размещать на товаре. Его сходство с чужими может послужить причиной для отказа в регистрации.

 

позиционный знак не получивший охрану

В 2022 году коллегия Палаты по патентным спорам рассмотрела возражение венгерской фирмы на решение Роспатента. Компания хотела зарегистрировать позиционное обозначение в виде слова «GOLD», которое располагалось в нижней левой части флакона, на этикетке в виде паруса. Ведомство отказало в регистрации, так как слово «GOLD» уже присутствовало в составе комбинированного товарного знака турецкой фирмы на товары того же класса.

 

 

спорный знак goldНесмотря на то, что изображения непохожи, венгерской фирме пришлось получить письменное согласие от турецкой на использование в своем обозначении слова «GOLD». После этого Палата дала согласие на регистрацию.

 

 

Охрану не получат обозначения, которые противоречат морали, способны ввести в заблуждение потребителей, вошли во всеобщее употребление. Полный список ограничений содержится в статье 1483 ГК РФ.

Заключение

Позиционный товарный знак — интересное обозначение. Оно помогает покупателю идентифицировать товар, запоминается, позволяет обеспечить дополнительную защиту продукции. При этом регулирование в этой области нельзя назвать совершенным. Законодательная база недостаточна, а это влечет проблемы в применении норм. Судебная практика также невелика по сравнению с другими видами товарных знаков. Чтобы определить перспективы регистрации, понадобятся знания и опыт. Мы рекомендуем обратиться к патентному поверенному, который не только проверит ваш вариант на потенциальное сходство с зарегистрированными обозначениями, но и подскажет, как его можно изменить для повышения шансов регистрации.

 

Заказать бесплатную консультацию

 

 

Наши услуги:

   

 

 

 

Новые статьи в блоге:

    

  • — Бесплатная проверка и подробная консультация
  • — Гарантия доведения до положительного решения
  • — Сэкономим ~10 000 рублей на госпошлине
  • — Все цены фиксированы без скрытых платежей
Александр Дубок
Получите бесплатную консультацию по патентованию и охране интеллектуальной собственности
Наши клиенты
Ваша заявка принята
В самое ближайшее время мы свяжемся с Вами!
Патентное бюро «Первоисток»