Авторские права на логотип

Интро

Логотип компании по мере роста её известности становится ценным активом и нередко – предметом судебных споров. Если обозначение зарегистрировано как товарный знак, исключительные права на него принадлежат лицу, которое указано в свидетельстве, и защищены законом. Но создатели логотипов не всегда регистрируют их, рассчитывая на защиту авторским правом. Какие подводные камни есть у такого подхода – рассказываем в статье.

 

Получить бесплатную консультацию

 

Логотип как объект правовой охраны

Российское законодательство не содержит понятия «логотип». Обычно так называют графическое изображение, которое компания использует для индивидуализации и повышения узнаваемости на рынке. Как правило, оно представляет собой оригинальное начертание названия организации или группы товаров, но может содержать и дополнительные изобразительные элементы. Часто логотип делают частью комбинированного товарного знака.

 пример логотипа газпромпример логотипа магнитлоготип растишка

 

Если обозначение создано творческим трудом человека, оно по умолчанию охраняется авторским правом как произведение изобразительного искусства (графики, дизайна, живописи). Права на него возникают в момент создания и не нуждаются в официальном оформлении. При этом художественная ценность рисунка и смысловое наполнение не имеют значения. Авторское право охраняет форму выражения, а не идею.

В то же время логотип – не просто художественный объект, а изображение с конкретным назначением. Оно выполняет функцию индивидуализации бизнеса либо товара (услуги) и в этом качестве может , если пройдёт регистрацию в Роспатенте.

 схематичное изображение способов охраны логотипап

 

Кому принадлежат права на логотип

Изначально все права на логотип как на результат творческой деятельности имеет автор.

Личные права (на авторство, имя, неприкосновенность и обнародование произведения) неотчуждаемы и не могут быть переданы другому лицу.

Исключительные (имущественные) разрешается полностью или частично отчуждать по договору.

Если предприниматель лично разработал логотип для своего бизнеса, он одновременно будет автором этого изображения и обладателем исключительных прав на него. Поэтому он может сам использовать логотип и распоряжаться им.

Но чаще правообладатель и автор логотипа – разные лица. Разрабатывать уникальное обозначение для компании может кто-то из сотрудников, специально приглашённый для этого дизайнер или другой человек, обладающий нужными навыками. В этом случае автором изображения остаётся лицо, его создавшее, за ним сохраняются личные авторские права. Но использовать обозначение и распоряжаться им будет тот, кому принадлежит исключительное право. Объём прав сторон определяется договором.

Договор авторского заказа

При разработке логотипа компании сторонним дизайнером или художником обычно заключают договор авторского заказа. Автор принимает на себя обязательство к установленному сроку создать произведение и представить его на материальном носителе, а заказчик – принять и оплатить выполненную работу.

Исключительное право на логотип, созданный в рамках исполнения авторского заказа, переходит к заказчику в полном объёме или в части.

Для полной передачи в тексте договора надо предусмотреть условие об отчуждении права, а для частичной – право использования произведения в оговорённых пределах.

Если исполнителем по договору является не автор, а другое лицо, нормы об авторском заказе не применяются. Правоотношения сторон в этом случае регулируются ст. 1296 ГК РФ.

Служебное произведение

Нормы законодательства о служебном произведении применяются, когда создание логотипа поручено сотруднику компании в рамках исполнения им трудовых обязанностей. По общему правилу, исключительные права на такое обозначение принадлежат работодателю. Автор может получить их, если:

  • такое условие закреплено в трудовом договоре;
  • работодатель в течение трёх лет не начал применять логотип, не передал права на него другому лицу либо не решил сохранить его в тайне.

Если исключительным правом владеет работник, за работодателем сохраняется возможность использовать изображение на условиях неисключительной лицензии с выплатой владельцу вознаграждения. Условия прописываются в договоре между сторонами, а в спорной ситуации их определит суд.

Договор отчуждения

Компания может не заказывать разработку логотипа, а купить уже готовое обозначение у автора или другого правообладателя. Такая сделка оформляется договором отчуждения и подразумевает полный переход исключительного права к покупателю. Прежний владелец имущественные права на изображение утрачивает.

Договор отчуждения оформляется в письменной форме. Но если логотип уже внесён в госреестр товарных знаков, переход права тоже придётся регистрировать в Роспатенте.

Лицензионный договор

Частичная передача прав на логотип оформляется лицензионным договором. В этом случае лицензиат приобретает право использовать его в пределах, предусмотренных договором (например, на определённой территории или для конкретных наименований продукции). Правообладатель своих прав на обозначение не утрачивает.

Лицензионный договор заключается письменно, а в отношении товарных знаков – подлежит регистрации в Роспатенте.

Как оформить права на логотип

По закону авторские права охраняются без оформления. Но если дата создания логотипа и данные автора никак не зафиксированы, защитить свои интересы на практике будет сложно.

Для этого в суд представляют исходные файлы с датой создания логотипа, договоры (например, авторского заказа), переписку, приглашают свидетелей.

Но есть и более простой способ доказать авторские права – депонирование. Это добровольная процедура, в ходе которой правообладатель отправляет экземпляр произведения на хранение депозитарию и получает свидетельство, подтверждающее факт его существования в конкретный момент времени. Депонирование – платная услуга, но она может сэкономить гораздо большие суммы в случае судебного разбирательства.

Если вы хотите использовать логотип без регистрации, лучше депонировать обозначение ещё до обнародования.

Важно понимать, что авторское право защищает логотип только как произведение изобразительного искусства, то есть от копирования и дальнейшего распространения без согласия владельца. Если конкурирующая фирма возьмёт за основу вашу идею и разработает собственный логотип с похожим дизайном, доказать факт нарушения будет очень сложно.

Другая возможная проблема – присвоение авторства другим лицом. Недобросовестный конкурент может взять чужой логотип и заявить его к регистрации в качестве товарного знака как собственную разработку. В этом случае придётся доказывать права через суд.

 

Если ваша цель – получить максимальную защиту логотипа от незаконного использования, его лучше сразу зарегистрировать как товарный знак.

Оформлением прав на товарные знаки и знаки обслуживания занимается государственный регистрирующий орган – Роспатент.

Для регистрации логотипа нужно оплатить пошлину и подать заявку на бумажном носителе или в электронном виде (форму подачи выбирает заявитель). Перечень необходимых документов и порядок их заполнения регламентированы приказом Минэкономразвития.

После первичной обработки документов патентное ведомство проводит экспертизу и принимает решение о регистрации логотипа в качестве товарного знака либо отказе в этом. Процедура регистрации подробно описана на сайте Роспатента. О ней также можно прочитать в отдельной статье нашего блога.

Обратите внимание, что Роспатент включает в реестр не любые логотипы, а только те, которые отвечают критериям охраноспособности. Главный из них – уникальность. Заявленное обозначение должно обладать различительной способностью и отличаться от других объектов, уже включённых в реестр или поданных на регистрацию раньше. Это важно учитывать ещё на этапе разработки логотипа, если планируется его регистрация. Информацию об идентичных или близких обозначениях можно получить из открытых реестров на сайте www1.fips.ru.

Чтобы не тратить время и средства на заведомо бесперспективный объект, лучше до оформления заявки получить консультацию патентного поверенного. А можно вообще поручить разработку логотипа профессионалам и получить готовый к регистрации товарный знак. Преимущество такого подхода – тщательная предварительная проверка. Специалисты используют для поиска не только общедоступные, но и платные базы данных и знают, на что обращать внимание в первую очередь. Если патентный поверенный установит совпадение с другими объектами интеллектуальной собственности, он даст рекомендации, которые помогут доработать обозначение.

Защита авторских прав на логотип: основные моменты

Чтобы максимально защитить логотип от посягательств конкурентов и других лиц, рекомендуем придерживаться следующих правил:

1. Правильно оформляйте договорные отношения с создателем логотипа и переход исключительных прав на обозначение.

Пакет документов должен включать как минимум договор (авторского заказа, подряда или другой), акт приёма-передачи и подтверждение оплаты. Когда логотип разрабатывает сотрудник компании, необходимо сохранить служебное задание, согласованные эскизы, другую относящуюся к делу переписку.

Если переход прав не закрепить, автор в дальнейшем сможет воспрепятствовать регистрации знака, заявить о незаконном использовании произведения и даже потребовать наказания нарушителя. В спорной ситуации перечисленные документы будут подтверждать объём прав на произведение. Это правило применимо и в других ситуациях, например, при разделе бизнеса бывшими партнёрами.

2. Включайте в договор на разработку логотипа обязанность автора создать его собственным трудом, без копирования чужих произведений. Можно даже прописать в тексте условие об ответственности автора в случае обоснованных претензий третьих лиц по поводу нарушения их авторских прав.

А чтобы логотип точно был уникальным и охраноспособным, лучше поручить его создание экспертам в области патентования. Например, в патентном бюро «Первоисток» средства индивидуализации разрабатывают дизайнеры, а результат их работы проверяют патентные поверенные. В итоге клиент получает логотип, который без проблем пройдёт регистрацию в Роспатенте.

3. Депонируйте авторские права на логотип до начала его использования, особенно если планируете размещать его в интернете. Получение свидетельства не требует много времени, но в спорной ситуации у вас будет объективное доказательство.

4. Если обозначение используется для товаров или услуг – регистрируйте его в Роспатенте как товарный знак.

Учитывайте, что рассмотрение заявки – длительная и платная процедура. По регламенту она может занять больше года, а пошлина за регистрацию товарного знака для одного класса МКТУ составит минимум 35000 рублей. Если логотип не пройдёт экспертизу, эти деньги не вернут. Участие патентного поверенного обычно сокращает срок рассмотрения заявки до 5-8 месяцев и уменьшает вероятность отказа за счёт тщательной предварительной проверки и правильной подготовки документов.

5. Используйте предупредительную маркировку: знак охраны авторского права или товарного знака. Эта мера – не гарантия защиты от незаконного использования логотипа, но в случае судебного разбирательства будет проще опровергнуть доводы ответчика о случайном характере нарушения. Суд учтёт это при определении размера компенсации.

6. В случае нарушения авторских прав на логотип или зарегистрированный товарный знак используйте все возможности, предоставленные законодательством: требуйте пресечения незаконных действий, выплаты компенсации, подавайте заявление о привлечении виновных к административной или уголовной ответственности. При наличии юридической поддержки сумма компенсации за нарушение исключительных прав может исчисляться миллионами рублей.

Логотип – важный элемент бренда, который влияет на образ компании в сознании потребителей. Придумать узнаваемое название или картинку – не самая трудная задача. Сложнее разработать такое обозначение, которое будет надёжно защищено от посягательств конкурентов, и юридически грамотно оформить права на него. В нашей компании над решением этих задач работают специалисты с большим опытом, которые гарантируют результат каждому клиенту.

В патентном бюро «Первоисток» можно бесплатно получить персональную консультацию по различным вопросам правовой охраны логотипа и других объектов интеллектуальной собственности. Оставьте номер, и наши эксперты свяжутся с вами в ближайшее время.

Получить бесплатную консультацию

 

Наши услуги:

   

 

 

 

Новые статьи в блоге:

     

  • — Бесплатная проверка и подробная консультация
  • — Гарантия доведения до положительного решения
  • — Сэкономим ~10 000 рублей на госпошлине
  • — Все цены фиксированы без скрытых платежей
Александр Дубок
Получите бесплатную консультацию по патентованию и охране интеллектуальной собственности
Наши клиенты
Ваша заявка принята
В самое ближайшее время мы свяжемся с Вами!
Патентное бюро «Первоисток»