Успешное продвижение бизнеса или конкретного продукта во многом зависит от визуальной составляющей. Узнаваемый дизайн, оригинальный логотип на упаковке товара, эффектная реклама привлекают внимание и вызывают интерес потребителей. Важным акцентом творческих решений часто становится авторский шрифт.
Используя шрифты, мы редко воспринимаем их в качестве объектов интеллектуальной собственности. Почему этот подход неверен, и какими последствиями чревато несанкционированное использование результатов чужого творчества – читайте в статье.
Авторское право на шрифт
Объекты авторского права перечислены в статье 1259 Гражданского кодекса РФ, но этот перечень не является исчерпывающим. К охраняемым объектам могут быть отнесены и другие результаты интеллектуальной деятельности, созданные творческим трудом человека.
Шрифт – это набор букв и других символов, объединённых единым стилистическим решением. По форме выражения он может представлять собой рисунок, произведение компьютерной графики или дизайна. В любом случае это результат творчества, который охраняется нормами авторского права с момента создания. При этом правовая охрана распространяется не на сами буквы, цифры или символы, а на их форму.


Примеры с сайта store.artlebedev.ru
Самостоятельным объектом авторского права является компьютерный файл с описанием символов, используемых программой при отображении текста. Шрифтовые файлы распространяются в составе операционных систем, прикладных и инструментальных программ, мобильных приложений. Такие файлы подлежат правовой охране в качестве программ для ЭВМ и могут быть зарегистрированы в Роспатенте с выдачей свидетельства.
Например, в государственный реестр ПО внесены шрифтовые гарнитуры «КоФо Химера», «КоФо Готик» и ещё несколько гарнитур, принадлежащих тому же правообладателю.
Часто шрифт выступает в качестве элемента иного охраняемого объекта интеллектуальной собственности: логотипа, дизайна интерфейса мобильного приложения, художественного оформления книги и других.
Так, словесные элементы, выполненные оригинальным шрифтом, являются охраняемыми элементами комбинированного товарного знака № 1079778, а также ряда других товарных знаков правообладателя.


По закону объекты авторских прав не нужно регистрировать. Права на них защищаются без официального оформления с момента создания, в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Однако на практике всё сложнее: в спорной ситуации, касающейся авторства или принадлежности исключительных прав, суд будет принимать решение на основе объективных данных. В отсутствие регистрации доказать свою правоту может быть непросто.
Для подобных случаев существует процедура депонирования авторских прав. Она позволяет зафиксировать факт владения шрифтом на конкретный момент времени путём передачи экземпляра произведения на хранение депозитарию. Депонировать можно изображения символов, шрифтовой файл или объект авторских прав, частью которого является шрифт. После депонирования владельцу выдаётся подтверждающее свидетельство или сертификат. Для оповещения других лиц об авторских правах используют знак охраны (копирайт).
Патентные поверенные компании «Первоисток» оказывают услуги по депонированию авторских прав, а также помогают клиентам регистрировать ПО в Роспатенте. Если вы не знаете, как лучше защитить своё произведение, наши эксперты дадут профессиональные рекомендации или возьмут решение этой задачи на себя.
Патентная защита
Патентование – более надёжный, хотя и более сложный способ защитить авторский шрифт.
Патент выдаётся на технические и дизайнерские решения, отвечающие критериям охраноспособности: изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Это документ, который подтверждает авторство, приоритет и принадлежность исключительных прав на запатентованный объект интеллектуальной собственности.
Применительно к шрифтам можно говорить только о патентовании промышленного образца – художественного решения, относящегося к внешнему виду.

Чтобы федеральный регистрирующий орган выдал патент, заявленное решение должно соответствовать критериям новизны и оригинальности. Сравнение с другими охраняемыми объектами проводится по существенным признакам, присутствующим на изображениях в составе патентной заявки (форма, цвет, расположение элементов).
Дизайн считается новым, если совокупность его признаков неизвестна из общедоступных сведений. Оригинальность присутствует, когда эти признаки обусловлены творческим характером, то есть он производит на пользователей общее впечатление, отличное от других объектов сходного назначения. Сравнивать изображения будут с объектами интеллектуальной собственности, имеющими более раннюю дату приоритета. Порядок регистрации промышленных образцов подробно описан в этой статье.
Патентование – затратная и достаточно долгая процедура. Даже при профессиональной поддержке она займёт от трёх месяцев до полугода. Однако, если планируется коммерческое использование шрифта, не стоит пренебрегать этой возможностью.
Патент – официальный документ, который подтверждает права владельца на зарегистрированный объект интеллектуальной собственности. При своевременном продлении он обеспечит защищённость шрифта на территории Российской Федерации на срок до 25 лет.
Прежде чем зарегистрировать дизайн, Роспатент проведёт экспертизу и тщательно проверит его охраноспособность. Если эксперты обнаружат сходство с другим охраняемым объектом, в регистрации откажут. То есть патент – достаточно надёжное подтверждение новизны и оригинальности дизайна. Конечно, решение Роспатента о предоставлении правовой охраны может быть оспорено, и такие дела есть в судебной практике. Однако это не массовое явление.
Чтобы сократить сроки патентования и избежать типичных ошибок при подготовке заявки, стоит доверить организацию этого процесса профессионалам. Например, в патентном бюро «Первоисток» можно оформить регистрацию «под ключ» и принимать минимум участия в процессе.
Использование чужого продукта
У каждого оригинального шрифта есть правообладатель. Это может быть автор – человек, создавший его своим творческим трудом, либо другое лицо, которое на законных основаниях приобрело исключительное право. Собственники есть не только у декоративных шрифтов, специально созданных для решения дизайнерских задач, но и у системных гарнитур, входящих в стандартную комплектацию ПО.
Например, права на привычные всем пользователям ПК шрифты Arial, Times New Roman и Helvetica принадлежат компании Monotype.



Скриншоты с сайта MyFonts
Основанием для использования чужого шрифта является лицензионное соглашение. Даже если доступ предоставляется бесплатно, лицензия определяет допустимые способы и цели использования.
Бывают разные виды лицензий, самые распространённые из которых:
- десктоп-лицензия, которая даёт право установить шрифтовой файл на один или несколько компьютеров и использовать его без ограничений;
- веб-лицензия, позволяющая использовать шрифтовой файл как компонент программного кода определённого сайта;
- версия для мобильных приложений, которая позволяет использовать шрифт в текстовых сообщениях, встроив соответствующий файл в приложение.
Лицензии последних двух видов обычно платные и содержат ограничения по объёму использования, например, по числу просмотров сайта или скачиваний приложения.
Авторские шрифты можно приобрести на условиях личного или коммерческого использования. Конкретные параметры лицензирования определяет правообладатель.
Пользователь должен соблюдать условия лицензии. Использование продукта в целях, которые ею не предусмотрены, является нарушением прав владельца и влечёт соответствующие последствия.
Информацию об условиях использования конкретного шрифта можно найти на сайте правообладателя или в онлайн-библиотеках типа Google Fonts.
Типичные нарушения
Третьи лица вправе использовать чужую интеллектуальную собственность только с разрешения правообладателя. Нарушение исключительных прав на шрифт часто допускается:
- в интернете при оформлении коммерческих сайтов, рекламных материалов;
- при создании товарных знаков, этикеток, дизайна упаковки товаров;
- при издании книг, другой полиграфической продукции;
- при разработке программного обеспечения, мобильных приложений.
Например, дизайнер, который при выполнении заказа скачал шрифтовой файл с пиратского сайта и использовал его в работе, нарушил закон. Неправомерным использованием будет также переработка охраняемых элементов без согласия правообладателя или несанкционированное распространение шрифтовых файлов.
В судебной практике встречается немало примеров успешной защиты авторских прав на шрифт. Например, ООО «Студия Артемия Лебедева» регулярно предъявляет иски к организациям, которые без договора используют принадлежащие ему графические решения при изготовлении этикеток, упаковки для своей продукции, при оформлении сайтов и в других ситуациях.
В разные годы общество получало компенсацию за незаконное использование шрифта «Клементина» с ООО «АС-Агро», ООО «Дальневосточный континент», ООО «Здоровье» и ряда других компаний.
Другой пример – дело по иску автора и правообладателя шрифта «Мини» («Mini») к ООО «Оридис». В ходе судебного разбирательства подтвердилось, что ответчик незаконно использовал спорный шрифт путём его размещения на сайте xfont.ru. Суд удовлетворил требования истца в полном объёме и взыскал в его пользу компенсацию в размере 350 тыс. рублей.
По требованию ООО НПП «ПараТайп» суд запретил ООО «Издательство Яуза» использовать шрифт «Родченко» («Rodchenko») при выпуске книг и распространять экземпляры книги А. Терещенко «Чистилище СМЕРШа. Сталинские «волкодавы». При оформлении обложки и титульного листа книги ответчик незаконно использовал указанный шрифт, принадлежащий истцу. Им были выполнены имя автора, название книги и серии. За нарушение исключительного права в пользу правообладателя взыскана компенсация.
Если третьи лица неправомерно используют шрифт, правообладатель может защищать свои права всеми способами, которые предусмотрены законодательством. Подробно об ответственности за нарушение авторских и патентных прав читайте здесь.
План действий в конкретной ситуации лучше разрабатывать вместе с юристом по интеллектуальной собственности. Перспективы дела и способы юридической защиты зависят от обстоятельств нарушения, способа оформления прав и размера ущерба.
Шрифт – объект интеллектуальной собственности с большим потенциалом коммерческого использования. Чтобы максимально защитить свои интересы, необходимо применять все доступные механизмы правовой охраны, правильно оформлять договорные отношения, касающиеся создания и использования шрифта, а также вовремя пресекать незаконные действия других лиц. В решении всех этих задач поможет патентное бюро «Первоисток». У нас работают опытные юристы и патентные поверенные, которые доводят до результата даже самые сложные дела. Для записи на бесплатную консультацию заполните форму на сайте.
Получить бесплатную консультацию
Наши услуги:
Новые статьи в блоге:










