Авторское право охраняет не только произведения литературы, науки и искусства, но и их отдельные элементы. Персонаж книги, фильма или компьютерной игры может быть признан объектом правовой охраны, если он создан в результате творческой деятельности, имеет конкретную форму выражения и узнаваемые черты. Почему это важно, и как автору лучше защитить свои права на придуманного героя – читайте в статье.
Получить бесплатную консультацию
Персонаж произведения как объект авторских прав
В Гражданском кодексе РФ закреплено, что персонаж произведения может быть самостоятельным объектом авторских прав, однако определение персонажа в кодексе отсутствует. Разъяснение по этому поводу дано Верховным Судом России в постановлении от 23.04.2019 № 10. Из него следует, что это понятие включает набор описаний и (или) изображений действующего лица произведения, выраженных в объективной форме. В зависимости от вида произведения, это может быть устное или письменное описание, изображение, объёмный объект и т.д.
Однако персонажем в целях правовой охраны авторских прав признаётся не каждое действующее лицо произведения. Оно должно быть самостоятельным результатом творчества и иметь узнаваемость при использовании отдельно от произведения.
Персонаж, у которого достаточно отличительных характеристик, считается охраноспособным. В спорной ситуации оценивать эти обстоятельства будет суд.
Пример подобного спора – дело по иску АО «СТС» к индивидуальному предпринимателю, нарушившему его исключительные права на изображения персонажей «Коржик», «Компот» и «Карамелька».



Ответчица продавала резинки для волос с изображениями этих персонажей, не имея разрешения правообладателя. В рамках судебного разбирательства она пыталась доказать, что её действия нарушают только авторские права на аудиовизуальное произведение – мультсериал, однако суд не согласился с такой трактовкой. Он пришёл к выводу, что заявленные персонажи являются самостоятельными объектами авторских прав, и удовлетворил иск, взыскав компенсацию за незаконное использование каждого изображения.
Форма существования персонажа для оценки его охраноспособности значения не имеет. Российское законодательство в равной степени защищает права на литературных героев, которые существуют в форме словесного описания, на изображения действующих лиц комиксов, анимационных и художественных фильмов, настольных или компьютерных игр. Главное, чтобы персонаж имел особенности внешнего вида, собственный характер или манеру поведения, по которым его легко можно узнать.
Как оформить права на персонажа
Личные неимущественные права, в том числе авторство, всегда принадлежат лицу, творческим трудом которого создан персонаж. Исключительное право может принадлежать автору или иному правообладателю.
Только законный владелец вправе без ограничений использовать образ героя, в том числе воспроизводить и создавать на его основе новое произведение. Например, он может сделать вымышленного персонажа своей книги действующим лицом мультфильма или комикса, а другим лицам для такой переработки требуется разрешение правообладателя.
Авторские права возникают в момент создания произведения и не требуют госрегистрации. Это же правило применяется и к персонажам, которые соответствуют критериям охраняемого объекта. Однако в спорной ситуации создатель может столкнуться с необходимостью доказывать своё авторство или наличие исключительных прав.
Подтверждением авторских прав могут быть материалы, отражающие этапы создания героя (эскизы, черновики), договоры (например, авторского заказа), свидетельские показания. Но чтобы обеспечить максимальную защиту, стоит заранее зафиксировать права на персонажа всеми доступными способами.
Депонирование
Это самый простой вариант, позволяющий подтвердить факт существования объекта авторских прав в конкретный момент времени. Суть процедуры в следующем: экземпляр произведения передаётся на хранение депозитарию, который выдаёт владельцу подтверждающее свидетельство или сертификат. В случае судебного спора этот документ поможет доказать наличие и момент возникновения авторских прав.
Депонирование проводится в течение одного дня и не требует больших расходов. Например, при прохождении этой процедуры в патентном бюро «Первоисток» вы платите только единоразовый взнос, никаких регулярных платежей за хранение у нас не предусмотрено.
Депонировать произведение или (и) персонажа желательно ещё до обнародования, чтобы исключить ситуацию, когда другое лицо сделает это раньше. В таком случае при судебном споре приоритет будет у того, кто первым получил свидетельство, и автору придётся доказывать своё авторство другими способами. Например, если вы нарисовали вымышленного персонажа и хотите нанять дизайнера для перевода изображения в графический формат, стоит сначала пройти депонирование, а потом уже передавать исполнителю исходные материалы.
Обратите внимание: депонирование не аналог государственной регистрации. Свидетельство значительно упростит доказывание в случае спора, но оно не является правоустанавливающим документом и не имеет для суда заранее установленной силы. Поэтому исходные материалы всё равно стоит сохранять.
Регистрация товарного знака
Это более сложный и затратный способ. Он применяется, когда собственник планирует использовать изображение героя на логотипе, в рекламных материалах, при выпуске сувенирной продукции, то есть для индивидуализации определённых товаров или услуг.
Товарные знаки регистрирует Роспатент на основании заявки правообладателя. Если регистрацией занимается патентный поверенный, процедура обычно занимает 3-6 месяцев. В случае успешного прохождения экспертизы собственник получает свидетельство, подтверждающее его права на средство индивидуализации. Оно позволяет использовать зарегистрированное обозначение любыми законными способами, в том числе зарабатывать на передаче прав третьим лицам по лицензионному договору.
Примеры известных персонажей, зарегистрированные в качестве товарных знаков:

ТЗ № 753258.
«Котёнок Гав» - персонаж анимационного фильма «Котёнок по имени Гав № 1»

ТЗ № 1004498
Майор Нечаев – персонаж компьютерной игры «Atomic Heart»

ТЗ № 310285
Добрыня Никитич – персонаж анимационного фильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Основной плюс регистрации персонажа в качестве товарного знака состоит в том, что в случае переработки доказать факт незаконного использования будет проще. Чтобы констатировать нарушение, суду достаточно будет установить сходство до степени смешения с зарегистрированным обозначением. В отношении объектов авторских прав это понятие не применяется, а для доказательства переработки может потребоваться автороведческая экспертиза.
Однако важно учитывать, что правовая охрана товарных знаков действует только в отношении тех категорий товаров, для которых он зарегистрирован, а неиспользование обозначения больше трёх лет может повлечь его аннулирование по требованию заинтересованного лица. То есть смысл регистрировать товарный знак появляется, когда владелец планирует реальное использование персонажа в этом качестве.
Патентование
Этот способ оформления прав предназначен для технических и художественно-конструкторских решений. В отношении персонажей он может применяться, если герой произведения воплощён в каком-либо промышленном изделии (например, детской игрушке). Дизайн такого изделия можно запатентовать в качестве промышленного образца. Для этого также надо подать заявку в Роспатент, где проведут экспертизу и примут решение о возможности патентования. Срок получения патента зависит от правильности оформления документов и в среднем занимает от 7 до 11 месяцев.


Патент на промышленный образец № 96392
Комплект игрушек «ELEXI FAIRIES-4» - персонажи мультсериала «Элекси мир»
Минус патентования персонажа в качестве промобразца – ограниченный срок действия патента. Он будет защищать права владельца 5 лет, а потом их надо будет каждый раз продлевать на тот же срок, максимум до 25 лет в совокупности. Права на товарный знак тоже надо продлевать, но делать это придётся раз в 10 лет, а общий срок действия свидетельства не ограничен.
Перечисленные способы оформления прав не исключают друг друга и могут применяться одновременно.
Обратите внимание: не каждое изображение героя произведения можно защитить как объект интеллектуальных прав. Нормы части четвёртой Гражданского кодекса РФ применяются к вымышленным персонажам (одушевлённым или неодушевлённым), которые являются результатом творчества автора. Когда речь идёт о реальном человеке, ставшем героем произведения, охрана его изображения осуществляется в соответствии со ст. 152.1 ГК РФ.
Нарушение исключительных прав на персонажа
Использование объекта авторских прав, в том числе героя произведения, без разрешения правообладателя нарушает исключительные права последнего. Такими нарушениями, в частности, являются воспроизведение и переработка персонажа.
Воспроизведением считается полное копирование персонажа или создание экземпляра, в котором используются элементы, делающие его узнаваемым (детали внешнего вида, образа). Во втором случае полного повторения всех характеристик не требуется, достаточно, чтобы персонаж воспринимался в качестве части конкретного произведения. Изменение отдельных деталей при сохранении общей узнаваемости героя не влияет на оценку.
Незаконная переработка объекта авторского права – это создание производного произведения без разрешения правообладателя. Применительно к персонажу она может выражаться, например, в изготовлении украшений для торта в виде героев мультфильма или их включении в сюжет компьютерной игры.
В судебной практике чаще всего встречаются факты взыскания компенсации за незаконное воспроизведение и переработку персонажей детских книг и анимационных фильмов. Например, немало положительных судебных решений вынесено по искам правообладателей, которым принадлежат права на персонажей мультфильмов «Барбоскины» и «Три кота».

Регулярно предметом судебных разбирательств становится медвежонок Tatty Teddy – персонаж поздравительных открыток, книг и раскрасок для детей.
Так, совсем недавно СИП оставил в силе решения нижестоящих судов по очередному делу о взыскании компенсации за незаконное использование изображения Tatty Teddy и соответствующего товарного знака. Ответчик реализовал в магазине мягкую игрушку, которую суд оценил как воспроизведение названного персонажа. Суды всех инстанций пришли к выводу, что имеющиеся различия между оригинальным изображением и контрафактным товаром не влияют на общее восприятие.
А по другому делу этот же правообладатель получил отказ, так как не смог доказать повторение в спорном товаре характерных для персонажа элементов. Ответчик продавал шоколад ручной работы «Мишка Тедди в свитере» и «Мишка Тедди с сердцами», что истец расценил как нарушение исключительных прав. Суд же решил, что изображение персонажа и шоколадная фигура имеют сходство, основанное только на использовании образца игрушечного медвежонка, а этого недостаточно для вывода о нарушении прав владельца Tatty Teddy.
Нарушение исключительных прав на персонажа не всегда выражается в продаже контрафактного товара.
Например, по делам № А63-11604/2021 и № А84-4949/2022 компенсация взыскивалась за незаконное размещение изображений на сайте и предложение услуг аниматоров в костюмах персонажей мультфильма.
В случае нарушения правообладатель может защищать права на персонажа всеми доступными способами: обращаться в суд для пресечения незаконных действий и взыскания с нарушителя компенсации, требовать привлечения виновных к административной и даже уголовной ответственности, если для этого есть основания. Характер требований будет зависеть от сути нарушения и того, как именно оформлены права на героя произведения. Подробнее о защите от нарушений авторских прав, исключительных прав на товарный знак и промышленный образец читайте в других статьях нашего блога.
Как не нарушить чужие права на персонажа
Свободное использование объектов авторских прав допускается в случаях, перечисленных в статьях 1273 – 1280.1 ГК РФ. Во всех остальных ситуациях для этого нужно разрешение правообладателя. Оформить правоотношения можно путём заключения лицензионного договора. После этого лицензиат сможет законно использовать персонажа чужого произведения, а автор будет получать за это вознаграждение в заранее оговорённом размере или в процентах от дохода контрагента.
До заключения договора важно правильно определить правообладателя авторских прав. Так, у литературного персонажа и снятого по книге анимационного фильма могут быть разные правообладатели. Пример – широко известный спор по иску Н.Э. Успенского, который касался использования созданных им персонажей «Чебурашка» и «Кот Матроскин». Мосгорсуд при пересмотре этого дела указал, что мультфильмы, права на которые принадлежат ФГУП «Союзмультфильм», являются производными от литературных произведений истца. При этом исключительные права на использование персонажей он киностудии не передавал и остаётся их владельцем.
Обратите внимание: переработка персонажа не поможет избежать от ответственности за нарушение прав владельца, если герой останется узнаваемым. Исключение – пародии и карикатуры на правомерно обнародованное произведение, создание которых допускается без согласия правообладателя.
Заключение
Если вы создали персонажа и хотите максимально защитить свои интеллектуальные права на него, рекомендуем использовать сразу несколько способов охраны, о которых сказано выше. Депонировать авторские права стоит как можно раньше, а другие инструменты можно применять по мере возникновения такой необходимости.
В выработке стратегии правовой охраны вам готовы помочь наши патентные поверенные. Они оценят охраноспособность конкретного персонажа, дадут рекомендации по поводу регистрации прав, а если надо – оформят все документы «под ключ». Если же вы столкнулись с нарушением закона, юристы патентного бюро обеспечат защиту ваших интересов, в том числе судебное представительство.
Первая консультация проводится бесплатно, записаться на неё можно по телефону или через форму на сайте. Вы сможете задать интересующие вопросы и обсудить условия сотрудничества.
Оставить заявку на обратный звонок
Наши услуги:
Новые статьи в блоге:










